Экологическая безопасность в наших руках!

Меню сайта
Категории раздела
Экологический календарь [110]
Мероприятия [40]
Экологические акции [14]
Наши новости [17]
Нашему сайту
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 5
Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
Мини-чат

Программа "Школа юного орнитолога"

Целью реализации программы является создание условий для организации профильного экологического обучения, развития личности обучающихся в процессе исследовательской деятельности.

Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих основных задач:

Образовательные:

  • дать знания учащимся о видовом многообразии и биологии птиц родного края и России в целом;
  • научить определять птиц в природе по внешнему виду, голосу, полёту;
  • дать знания о циклических явлениях в природе и жизни птиц в частности, познакомить с народным календарём природы;
  • научить методам полевых зоологических исследований (составление фаунистических списков, учёты численности, кольцевание, фотографирование и регистрация наблюдений, обработка результатов, их публикация и т. д.), развить умения и навыки практической работы по изучению, привлечению, охране птиц и других животных;
  • научить методам изучения отношения людей к различным группам и видам птиц;
  • расширять и углублять знания учащихся по экологии, зоологии, краеведению и дисциплинам естественнонаучного цикла;
  • знакомить с многообразием и сложностью локальных и общих экологических проблем, причинами их возникновения и путями решения;
  • осуществлять сбор научных сведений о птицах родного края, о редких и исчезающих видах, их численности, особенностях биологии;
  • обучать школьников основам жизнедеятельности в полевых условиях, оптимальному поведению в природе, работе с приборами и техническими устройствами.

Воспитательные:

  • создать условия для развития мотивации личности к познанию, привить интерес к исследовательской работе;
  • воспитать экологическое мировоззрение, ответственность за свои поступки и развить навыки экологически грамотного поведения в природе; выработать активную жизненную позицию по отношению к экологическим проблемам; прививать экологическую этику и эстетику;
  • создать условия для общения, взаимодействия и сотрудничества в коллективе, развития культуры межличностного общения на основе гуманистических принципов; воспитывать у подростков чувства дружбы, коллективизма, ответственности, гуманности, великодушия, доброжелательности, чуткости, духа романтики, культуры общения, умения мыслить аналитически и экологически;
  • развить мотивы и интерес к самостоятельному труду и учёбе;
  • укреплять здоровье и физическую выносливость, тренировать внимательность, поисковую активность и любознательность, привить навыки самообслуживания и сознательной дисциплины.

Развивающие:

  • создать условия для развития творческого потенциала ребенка, выявления его способностей и закрепление его интереса к выбранной области знаний;
  • создать условия для реализации индивидуальных способностей учащихся;
  • активизировать познавательную деятельность учащихся, развивать умения и навыки исследовательской работы в природе;
  • развивать наблюдательность и внимание;
  • развивать коммуникабельность детей;
  • вовлечь их в деятельность по решению локальных экологических проблем.

Содержание программы предназначено для учащихся 5-11 классов, увлекающихся экологией, орнитологией и биологией.

Программа рассчитана на 6 занятий (по 3 ч., всего - 18 ч.), в которых предусмотрено сочетание теории и практики.

Построение программы базируется на знаниях и умениях школьников, полученных на уроках биологии, географии, экологии, математики. Программой предусмотрены теоретические и практические виды занятий. Школьники научатся самостоятельно исследовать, наблюдать, анализировать, сравнивать, делать соответствующие выводы, а также оформлять результаты исследований в виде схем, диаграмм, таблиц.

Планируемые результаты

В результате работы экологической школы предполагается овладение следующими умениями и знаниями.

Обучающиеся узнают:

  • Правила техники безопасности. Правила поведения на экскурсиях в природе. Правила выполнения полевых исследований.
  • Основные понятия. Орнитология, орнитолог и орнитофауна. Бедвочер. Многообразие и систематика птиц: отряды Воробьинообразные, Гусеобразные, Аистообразные, Голубеобразные, Дятлообразные, Журавлеобразные, Курообразные, Совообразные, Удодообразные, Ястребообразные, Стрижеобразные, Соколообразные. Экологические группы птиц: птицы леса, открытых пространств, водоплавающие птицы, птицы культурных ландшафтов.
  • Основные методы исследования. Методы изучения распределения и численности певчих птиц в различных типах местообитаний, методы социологических исследований.
  • Меры по охране и защите природных ресурсов.

Обучающиеся научатся:

  • Правильно вести себя в природе.
  • Правильно работать с лабораторным оборудованием.
  • Вести наблюдения в природе.
  • Описывать по плану живые объекты.
  • Проводить полевые исследования.
  • Оформлять результаты исследований в виде схем, таблиц, диаграмм.
  • Сравнивать различные данные и делать выводы.

Результаты детских исследовательских работ могут быть представлены на конкурсах, фестивалях, научно-практических конференциях различных уровней.

Формами контроля теоретических знаний, практических навыков и умений учащихся являются олимпиады, игры, конкурсы, экскурсии, тестирования, а также проведение и оформление исследовательских работ.

На занятиях возможна не только индивидуальная форма работы, но и групповая и коллективная, где школьники развивают умение слушать других и отстаивать свою точку зрения. Большую часть дня ребята проводят на свежем воздухе, что позволяет укреплять их здоровье.

Календарно-тематическое планирование учебного материала

 

Дата

Время

Мероприятие

Форма проведения

1

28.10

10-00

 

 

 

Введение. Как наблюдать за птицами или как стать хорошим бердвотчером. Птицы рядом с нами

Организационное собрание

Лекция

Экскурсия

2

29.10

10-00

 

Знакомство с систематикой и экологическими группами птиц

Лекция

 

3

30.10

10-00

 

Методы изучения птиц . Определение птиц по внешнему виду. Определение птиц по голосам

 

Лекция

Работа с электронным определителем

4

31.10

09-00

 

Изучение видового состава местной орнитофауны. Составление отчёта

Полевые исследования

5

01.11

09-00

 

Количественный учёт птиц. Составление отчёта

Полевые исследования

6

05.11

10-00

Контроль знаний и умений. Подведение итогов

Тестирование

 

 

Содержание программы

Занятие № 1. Введение. Как наблюдать за птицами или как стать хорошим бердвотчером. Птицы рядом с нами

Цель: Знакомство обучающихся с содержанием и планом работы "Школы юного орнитолога", с деятельность бердвотчеров - наблюдателей за птицами.

Содержание

План работы школы. Режим работы. Правила работы с лабораторным оборудованием и техника безопасности при проведении полевых исследований и экскурсий в природе. Социологический опрос по изучению отношения людей к различным группам и видам птиц. Снаряжение бердвотчера. Птицы как объекты наблюдения. Поведение птиц. Искусство бердвотчера. Золотое правило идеального бердвотчера.

Ожидаемые результаты

Обучающиеся узнают:

-Режим занятий в школе

-Правила поведения в природе и правила выполнения полевых исследований

-Необходимое снаряжение бердвотчера: бинокль, определители птиц, полевой дневник, одежда.

-Особенности птиц как объектов наблюдения.

Обучающиеся научатся:

-Правильно работать с полевыми биноклями.

-Проводить социологический опрос.

-Правильно проводить наблюдения за птицами.

Занятие № 2. Знакомство с систематикой и экологическими группами птиц

Цель: Знакомство обучающихся с многообразием птиц родного края.

Содержание

Многообразие птиц. Систематические группы птиц. Основные отряды птиц средней полосы России. Места обитания птиц. Приспособления птиц к местам обитания. Основные экологические группы птиц. План описания птицы.

Ожидаемые результаты

Обучающиеся узнают:

-Признаки основных отрядов птиц и их представителей.

-Признаки основных экологических групп птиц и их представителей.

Обучающиеся научатся:

-Составлять характеристику птиц по предложенному плану.

 

Занятие № 3. Методы изучения птиц. Определение птиц по внешнему виду. Определение птиц по голосам

Цель: Знакомство обучающихся с основными методами изучения птиц, с методикой определения птиц с помощью атласа-определителя, с методикой определения птиц по голосам

Содержание

Основные группы методик учёта птиц. Методика линейных трансектов (маршрутный учёт). Методика точечных учётов. Методика картирования территорий (площадочные учёты). Статистические методы обработки материала. Признаки, необходимые для определения вида птицы: величина птицы, окраска оперения, манеры поведения, способ передвижения, особенности места обитания. Голос как элемент определения птицы. Основная песня, позыв. Виды позывов: крики тревоги, ссоры, спаривания, призыва птенцов и других особей. Виды записи пения птиц. Экскурсия в природу "Знакомимся с птицами".

Ожидаемые результаты

Обучающиеся узнают:

-Методики количественного учёта птиц: маршрутного учёта, учёта на точках, учёта на постоянной площадке.

-Общую схему организации исследования, включая подготовку к учётам, технику проведения учётов.

-Характерные признаки внешнего облика птиц, необходимые для определения вида.

-Правила пользования атласом-определителем птиц

-Особенности звуков, издаваемых птицами, их песни и позывы.

Обучающиеся научатся:

-Закладывать маршруты и площадки для учётов птиц.

-Вести записи и обрабатывать материал.

-Определять птиц по внешнему облику

-Пользоваться атласами-определителями птиц

-Различать голоса птиц

-Пользоваться электронным приложением голосов птиц

-Определять виды птиц по издаваемым ими звукам

 

Занятие № 4-5. Изучение видового состава местной орнитофауны. Количественный учёт птиц. Составление отчета.

Цель: Проведение полевых исследований по изучению видового и количественного состава орнитофауны разных местообитаний.

Содержание

Биотоп. Характеристика биотопа. Видовой и количественный состав орнитофауны. Доминирующий вид. Карта учёта видового и количественного состава орнитофауны.

Ожидаемые результаты

-Обучающиеся получат данные, характеризующие видовой состав и численность певчих птиц разных местообитаний

 

Занятие 6. Контроль знаний и умений Подведение итогов

Цель: Выявление уровня сформированности знаний и навыков обучающихся. Подведение итогов работы "Школы юного орнитолога".

Содержание

Проведение итогового тестирования. Аудиофайлы с голосами птиц подбираются для зачёта по усмотрению педагога. Обсуждение достигнутых результатов. Проведение социологического опроса среди участников школы. Вручение сертификатов.

III. Организационный раздел

Система условий реализации программы

Материально-технические и природные условия

"Школа юного орнитолога" работает на базе МБУ ДО «Станция юных натуралистов» города Губкина Белгородской области. Территория СЮН находится на окраине города. Недалеко находятся урочище «Журавли», пойменный луг и меловые склоны. Это дает возможность проведения орнитологических исследований рядом с основной базой работы школы.

Для проведения полевых исследований имеются бинокль, цифровой фотоаппарат, планшеты. Теоретические и практические занятия проводятся в помещении станции. Проведение таких занятий обеспечено ноутбуками, мультимедийным проектором и экраном, принтером, сканером, программными инструментами, электронными наглядными пособиями. Имеется библиотека учебной и научно-популярной литературы.

Вход на сайт
Архив записей
Соц. закладки
Календарь
«  Сентябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Block title
День недели
Поиск

Экологическая безопасность в наших руках! КТО, ЕСЛИ НЕ МЫ?! © 2024
uCoz