Главная | Регистрация | Вход | RSS |
Экологическая безопасность в наших руках! |
|
Программа "Школа юного орнитолога" Целью реализации программы является создание условий для организации профильного экологического обучения, развития личности обучающихся в процессе исследовательской деятельности. Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих основных задач: Образовательные:
Воспитательные:
Развивающие:
Содержание программы предназначено для учащихся 5-11 классов, увлекающихся экологией, орнитологией и биологией. Программа рассчитана на 6 занятий (по 3 ч., всего - 18 ч.), в которых предусмотрено сочетание теории и практики. Построение программы базируется на знаниях и умениях школьников, полученных на уроках биологии, географии, экологии, математики. Программой предусмотрены теоретические и практические виды занятий. Школьники научатся самостоятельно исследовать, наблюдать, анализировать, сравнивать, делать соответствующие выводы, а также оформлять результаты исследований в виде схем, диаграмм, таблиц. Планируемые результаты В результате работы экологической школы предполагается овладение следующими умениями и знаниями. Обучающиеся узнают:
Обучающиеся научатся:
Результаты детских исследовательских работ могут быть представлены на конкурсах, фестивалях, научно-практических конференциях различных уровней. Формами контроля теоретических знаний, практических навыков и умений учащихся являются олимпиады, игры, конкурсы, экскурсии, тестирования, а также проведение и оформление исследовательских работ. На занятиях возможна не только индивидуальная форма работы, но и групповая и коллективная, где школьники развивают умение слушать других и отстаивать свою точку зрения. Большую часть дня ребята проводят на свежем воздухе, что позволяет укреплять их здоровье. Календарно-тематическое планирование учебного материала
Содержание программы Занятие № 1. Введение. Как наблюдать за птицами или как стать хорошим бердвотчером. Птицы рядом с нами Цель: Знакомство обучающихся с содержанием и планом работы "Школы юного орнитолога", с деятельность бердвотчеров - наблюдателей за птицами. Содержание План работы школы. Режим работы. Правила работы с лабораторным оборудованием и техника безопасности при проведении полевых исследований и экскурсий в природе. Социологический опрос по изучению отношения людей к различным группам и видам птиц. Снаряжение бердвотчера. Птицы как объекты наблюдения. Поведение птиц. Искусство бердвотчера. Золотое правило идеального бердвотчера. Ожидаемые результаты Обучающиеся узнают: -Режим занятий в школе -Правила поведения в природе и правила выполнения полевых исследований -Необходимое снаряжение бердвотчера: бинокль, определители птиц, полевой дневник, одежда. -Особенности птиц как объектов наблюдения. Обучающиеся научатся: -Правильно работать с полевыми биноклями. -Проводить социологический опрос. -Правильно проводить наблюдения за птицами. Занятие № 2. Знакомство с систематикой и экологическими группами птиц Цель: Знакомство обучающихся с многообразием птиц родного края. Содержание Многообразие птиц. Систематические группы птиц. Основные отряды птиц средней полосы России. Места обитания птиц. Приспособления птиц к местам обитания. Основные экологические группы птиц. План описания птицы. Ожидаемые результаты Обучающиеся узнают: -Признаки основных отрядов птиц и их представителей. -Признаки основных экологических групп птиц и их представителей. Обучающиеся научатся: -Составлять характеристику птиц по предложенному плану.
Занятие № 3. Методы изучения птиц. Определение птиц по внешнему виду. Определение птиц по голосам Цель: Знакомство обучающихся с основными методами изучения птиц, с методикой определения птиц с помощью атласа-определителя, с методикой определения птиц по голосам Содержание Основные группы методик учёта птиц. Методика линейных трансектов (маршрутный учёт). Методика точечных учётов. Методика картирования территорий (площадочные учёты). Статистические методы обработки материала. Признаки, необходимые для определения вида птицы: величина птицы, окраска оперения, манеры поведения, способ передвижения, особенности места обитания. Голос как элемент определения птицы. Основная песня, позыв. Виды позывов: крики тревоги, ссоры, спаривания, призыва птенцов и других особей. Виды записи пения птиц. Экскурсия в природу "Знакомимся с птицами". Ожидаемые результаты Обучающиеся узнают: -Методики количественного учёта птиц: маршрутного учёта, учёта на точках, учёта на постоянной площадке. -Общую схему организации исследования, включая подготовку к учётам, технику проведения учётов. -Характерные признаки внешнего облика птиц, необходимые для определения вида. -Правила пользования атласом-определителем птиц -Особенности звуков, издаваемых птицами, их песни и позывы. Обучающиеся научатся: -Закладывать маршруты и площадки для учётов птиц. -Вести записи и обрабатывать материал. -Определять птиц по внешнему облику -Пользоваться атласами-определителями птиц -Различать голоса птиц -Пользоваться электронным приложением голосов птиц -Определять виды птиц по издаваемым ими звукам
Занятие № 4-5. Изучение видового состава местной орнитофауны. Количественный учёт птиц. Составление отчета. Цель: Проведение полевых исследований по изучению видового и количественного состава орнитофауны разных местообитаний. Содержание Биотоп. Характеристика биотопа. Видовой и количественный состав орнитофауны. Доминирующий вид. Карта учёта видового и количественного состава орнитофауны. Ожидаемые результаты -Обучающиеся получат данные, характеризующие видовой состав и численность певчих птиц разных местообитаний
Занятие 6. Контроль знаний и умений Подведение итогов Цель: Выявление уровня сформированности знаний и навыков обучающихся. Подведение итогов работы "Школы юного орнитолога". Содержание Проведение итогового тестирования. Аудиофайлы с голосами птиц подбираются для зачёта по усмотрению педагога. Обсуждение достигнутых результатов. Проведение социологического опроса среди участников школы. Вручение сертификатов. III. Организационный раздел Система условий реализации программы Материально-технические и природные условия "Школа юного орнитолога" работает на базе МБУ ДО «Станция юных натуралистов» города Губкина Белгородской области. Территория СЮН находится на окраине города. Недалеко находятся урочище «Журавли», пойменный луг и меловые склоны. Это дает возможность проведения орнитологических исследований рядом с основной базой работы школы. Для проведения полевых исследований имеются бинокль, цифровой фотоаппарат, планшеты. Теоретические и практические занятия проводятся в помещении станции. Проведение таких занятий обеспечено ноутбуками, мультимедийным проектором и экраном, принтером, сканером, программными инструментами, электронными наглядными пособиями. Имеется библиотека учебной и научно-популярной литературы. |
|
Экологическая безопасность в наших руках! КТО, ЕСЛИ НЕ МЫ?! © 2024 |
uCoz |